Ребенок не говорит в 3 года: что делать, причины (Комаровский)

Речевые отклонения — частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.

Когда следует обращаться к врачу

К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении.

Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки.

Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.

Ребенок не говорит в 3 года: что делать, причины (Комаровский)

Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.

ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно.

В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы.

Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.

Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

Характерные симптомы:

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые — во время родов и после рождения.

Антенатальные причины:

  • осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
  • болезни будущей мамы — обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
  • состояния, которые привели к гипоксии плода — патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.

Во время родов:

  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • травмы во время родов;
  • неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.

После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:

  • травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
  • болезни — неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
  • неблагоприятная обстановка в семье — конфликты, родители не занимаются ребенком;
  • противоположная ситуация — гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
  • чрезмерные нагрузки — физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).

Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,

Способы лечения ЗРР в 4 года

Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача.

Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода.

Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.

Ребенок не говорит в 3 года: что делать, причины (Комаровский)

Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.

Проводится:

  1. Медикаментозное лечение — ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
  2. Логопедическая коррекция — логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
  3. Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
  4. Общий массаж;
  5. Лечебная физкультура.

Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.

Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.

При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.

Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится — важно вовремя начать терапию.

Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно.

Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки.

Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Советы родителям

Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.

Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:

  • пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
  • творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
  • массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
  • развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
  • логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.

Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.

Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.

Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

Ребенок не говорит в 3 года: что делать, причины (Комаровский)

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием всё войдет в своё русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

 Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина

Читайте также:  ВПЧ у женщин: как берут анализ, что это такое в гинекологии, как лечить

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью.

Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно.

Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек.

Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения.

Вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония

Задержка речевого развития в 2-3 года: норма развития, симптомы и причины проблем

Начальная стадия развития речи

Первые слова в лексиконе ребенка появляются примерно с 8 до 12 месяцев. С данного возраста родители могут слышать так называемые лепетные слова. До этого наблюдаются гуление, лепет.

Обратите внимание на то, что девочки развиваются быстрее мальчиков. У них речь формируется раньше, но не во всех случаях. Всё индивидуально.

В начале второго года жизни у ребенка, при условии гармоничного развития, формируется словарный запас – около 10 терминов. Это не означает, что малыш легко должен произносить трудные слова. Допустимы упрощенные сокращенные варианты: «ням», «ма», «гав» − вместо «кушать», «мама», «собака».

До 1 года 8 месяцев словарный запас у малыша составляет до 200 слов. Это не означает, что ребенок разговаривает, используя всё, что знает. Большинство слов малыш не может произнести.

Они для него слишком трудные, либо нет необходимости в использовании части лексикона. Поэтому применяется такой термин, как активный словарный запас. В него входит 10-20 слов, которые малыш произносит.

Их он повторяет регулярно.

Пассивный запас – это те слова, которые мальчик или девочка воспринимает. Например, родитель говорит: «Покажи тигра». И ребенок ищет полосатое животное на картинке или где-то еще. Но само слово «тигр» он произнести не может.

Это хороший показатель. Хуже, когда ребенок не понимает обращенную речь, не реагирует на вопросы. Значит, есть проблема, требуется обследование и, возможно, лечение.

Особенности

Когда говорят о речи ребенка в два года, считается нормой фразовая стадия. Малыш добавляет к существительным глаголы. Например:

  • «мам, дай»;
  • «па ди» − «папа иди» и так далее.

Постепенно ребенок объединяет слова, которые запомнил, в мини-предложения.

После двух лет возникает то, что называют «лексическим взрывом». Ребенок начинает постоянно говорить, складывая слова в предложения. Его общий запас «терминов» увеличивается до 1200. Это не значит, что малыш разговаривает, используя всё, что знает. Но он всё понимает, выполняет просьбы, старается ответить на вопросы, которые задают взрослые и так далее.

Период от 2 до 2,5 года очень важный. В это время нужно следить за лексиконом малыша. Если в два года нет фразовой речи, то можно говорить о задержке. Но врачи обычно не торопятся ставить такой диагноз.

Маленькие дети могут за 6 месяцев довольно сильно продвинуться в развитии. Неговорящий ребенок вдруг начинает использовать несколько десятков слов, всё понимать, хотя раньше с этим были проблемы.

Такие диагнозы, как ЗПР и ЗРР, специалисты не спешат ставить до трехлетнего возраста.

Обратите внимание, что в каждом случае необходимо обследование. Ставить диагноз и лечить должен врач. Родители в домашних условиях могут только лишь отметить для себя, что у ребенка плохая речь. Не нужно паниковать, ставить под сомнение интеллект сына или дочери, думать, что есть проблемы с умственными способностями.

Когда появляются какие-то подозрения, лучше обратиться к специалисту, но не к логопеду, как многие думают, а к нейропсихологу или педиатру. В возрасте 2-3 лет это можно делать, консультация не будет лишней.

Логопед работает над речью, занимаясь артикуляцией, произношением, движениями языком, челюстями. Нейропсихолог специализируется на проблемах, причины которых скрыты в психической сфере.

В 3-4 года ребенок при нормальном развитии составляет предложения из нескольких слов. В его разговорах появляются вопросы. Малыш может как спрашивать, так и отвечать, пассивно используется более 1000 слов. Ребенок досказывает стишки, которые ему многократно читали родители, бабушки, дедушки.

Если же малыш дошкольного возраста не может всего этого делать, то речь идет о патологии. Следует обратиться к специалисту. В школьном возрасте разговорный язык должен быть в порядке. Допускаются только проблемы, которыми занимается логопед.

Читайте также:  Кашель сердечного происхождения: возникновение, признаки, как лечить

Симптомы и признаки задержки речевого развития

На наличие проблемы указывают несколько факторов. Только при анализе каждого можно говорить о точном диагнозе. Чтобы вовремя принять необходимые меры и обратиться к специалисту, нужно обращать внимание на следующее:

  1. Малыш не может сформулировать ответ на вопрос взрослого. Он понимает, что спросили, но не отвечает словами. Нужно учитывать возраст малолетнего. Ребенок, которому только исполнилось 2 года, и при нормальном развитии не даст развернутого ответа. Максимум – это «да» или «нет».
  2. Накопление активного и пассивного словарей идет медленными темпами. Отсутствует звуковое подражание взрослым.
  3. Сложности с построением даже очень коротких фраз. Ребенок не может соединить три слова в одно предложение.
  4. В словах, которые произносит, малыш переставляет слоги или замещает одни на другие.
  5. Ребенок не может не только построить предложение самостоятельно, но и повторить что-то сказанное за взрослым.
  6. При произношении отдельных звуков у малыша происходит подергивание мышц лица, глаз и так далее.
  7. Речь ребенка остается однообразной. Он часто произносит одно и то же.
  8. Малыш не понимает, о чем идет речь в сказках, потешках, стишках.
  9. Мальчику или девочке трудно собирать простые пазлы, кубики, матрешек и тому подобное.

Это признаки, которые характерны для младшего возраста, когда ребенок уже должен неплохо говорить. Есть и другие симптомы:

  • в 2–4 месяца нет гуления;
  • в 8-9 месяцев от ребенка не слышно лепета и других звуков;
  • в 1,5 года малыш не произносит простых звуков;
  • не использует слова и жесты, чтобы получить желаемое, добивается всего только плачем;
  • после 2 лет малыш не говорит новые слова, не связывает их в предложения.

Все эти симптомы являются показанием для обращения к специалисту.

Причины задержки развития речи

Врачи выделяют несколько групп. Факторы, способствующие появлению проблем, могут быть вызваны с физическими патологиями. Начнем с общего списка:

  1. Расстройство экспрессивной речи. Когда малыш не произносит слов, не строит диалог.
  2. Проблемы с восприятием речи.
  3. Трудности с артикуляцией. Ребенку сложно произносить слова.
  4. Афазия при условии, что поставлен диагноз «аутизм». Обычно бывает так: у малолетнего с речью было всё неплохо, но потом он утратил способность произносить слова и понимать их смысл.
  5. Умственная отсталость. У ребенка такой уровень развития, когда плохая речь или её отсутствие – это лишь одно из проявлений проблемы. Многое зависит от степени отсталости. Если она легкая, то малыш способен строить простые предложения.
  6. Глухота. Распространенная проблема. Детский мозг не может обучиться речи, потому что не слышит её. А сам он сгенерировать «образы слов» не умеет, нужен пример.
  • Исследования показывают, что причиной ЗРР являются проблемы, которые проявлялись во время беременности и родов. Наиболее распространенные:
  1. Хроническая гипоксия. Когда ребенку не хватает кислорода, плод развивается неправильно.
  2. Поражение центральной нервной системы. Это не причина, а последствие вышеуказанной гипоксии.
  3. Инфицирование плода.
  4. Гидроцефалия – это ситуация, когда в голове избыток спинномозговой жидкости.
  5. Генетические заболевания: синдром Дауна, ДЦП и другие.
  6. Недоношенность.
  7. Травма, полученная при родах.
  8. Аномалии развития. Одна из таких – волчья пасть. У ребенка может быть недоразвитой нижняя челюсть, короткая уздечка. Все это мешает раннему развитию речи. Дошкольнику с такими проблемами тоже разговаривать трудно.
  1. Существуют причины, которые появляются после рождения:
  1. Нейроинфекция, которая плохо влияет на мозг и приводит к ЗРР. Типичный пример − менингит.
  2. Ухудшение слуха после заболеваний. Например, отита. Малыш хорошо слышал, воспринимал сказанное, пополнял словарный запас. Потом слух ухудшился, и мальчику или девочке стало сложно развивать свою речь.
  3. Дефицит общения. Да, в списке такая очень простая причина. С ребенком всё нормально, но речь его не развивается, потому что он мало общается со взрослыми. В этом вопросе, как и во многих других, важны тренировки. Родители должны больше общаться с малышом. Вот почему рекомендуется петь колыбельные и читать сказки вслух.
  4. Стрессовое состояние. Это, учитывая психосоматику, запускает негативные процессы, тормозящие развитие речи. Возникает ЗРР.
  5. Генетическая предрасположенность. В первую очередь она выражается в повышенной чувствительности речевых зон мозга к негативным факторам.

Распространена темповая задержка речевого развития – когда у малыша, кажется, всё в порядке, но разговаривать он не хочет. Возможно, нужно подождать.

Способы ускорения развития речи у детей

Очень многое для развития своего ребенка родители могут сделать самостоятельно. Во-первых, нужно чаще обращать внимание на то, как идет формирование речи. Во-вторых, можно использовать упражнения, которые следует выполнять с малышом, чтобы стимулировать речевое развитие.

Нельзя обойтись без диагностики. Лучший вариант − обратиться к специалисту, чтобы выяснить состояние ребенка, есть ли проблемы с речью, узнать о методиках и программах, которые применяются для исправления ситуации.

Далее нужно определять, какие занятия стоит проводить с малышом. Для устранения ЗРР используют следующие способы:

  1. Общение с логопедом. Помогает в случаях, когда проблемы больше не с психологией и нервной системой, а с «физикой речи». Например, когда ребенку трудно произносить слова, звуки и составлять из них предложения.
  2. Комплексная методико-педагогическая реабилитация.
  3. Микротоковая рефлексотерапия.
  4. Логопедический массаж.

Также используются препараты, но не будем углубляться в эту тему. Прием лекарств, таблеток и аналогичных средств должен осуществляться исключительно по назначению врача.

Что можно сделать в домашних условиях, чтобы наметилось движение в речевом развитии:

  1. Самый простой способ преодоления и даже профилактики проблемы – чтение вслух. Ребенок должен слышать речь, чтобы осваивать навык.
  2. Другой эффективный метод, судя по отзывам специалистов, для развития разговорных навыков – дидактические игры: кубики, сортеры, карточки.
  3. Пение песен.
  4. Просмотр мультфильмов, но ограниченно. Нужно не просто смотреть, а проговаривать имена персонажей, комментировать то, что происходит.
  • Существуют упражнения, помогающие развивать речь:
  1. «Маятник». Откройте рот и двигайте языком из стороны в сторону. От одного уголка губ к другому.
  2. «Забор». Сомкните плотно зубы. Язычком коснитесь «забора». Широко улыбнитесь.
  3. «Пятачок». Вытяните губы в трубочку и подвигайте ими в разные стороны.

Доказана связь мелкой моторики с развитием речи, поэтому упражнения на «работоспособность пальцев» тоже помогут.

Доктор Евгений Комаровский справедливо говорит о том, как лечить ЗРР. Нужно, чтобы пришло понимание того, почему появилась проблема. Устраните причину – уйдет и следствие.

Когда нужна помощь специалиста

Если кратко: всегда. Когда родители заметили какое-то отклонение, или им кажется, что что-то идет не так, лучше сходить на прием к доктору, который осмотрит ребенка, проведет необходимое обследование и даст свое заключение. Это поможет своевременно заняться лечением отклонения.

Особенно следует насторожиться, если малыш:

  • не обращает внимания на речь родителей;
  • не смотрит в глаза;
  • повторяет однообразные движения.

Это симптомы не просто ЗРР, а проявления задержки психологического развития. К этой проблеме нужно относиться серьезнее. Требуется другое лечение.

К кому обращаться для решения проблемы

В зависимости от причины и особенностей отклонения следует идти на прием к разным врачам. Но начинать нужно с педиатра, чтобы он поставил предварительный диагноз и направил к узкому специалисту:

  1. Челюстно-лицевой хирург – если есть какие-то проблемы физиологического плана.
  2. Логопед – помогает с артикуляцией.
  3. Психотерапевт – когда речевые патологии глубокие, связаны с мозгом.
  4. Неонатолог – занимается проблемами новорожденных.
  5. Психолог.
  6. Сурдолог – узконаправленный специалист в отоларингологии.
  7. Невролог.
  8. Генетик – стоит обратиться, чтобы выяснить, не является ли задержка проблемой наследственной.
  9. Лор (отоларинголог) – помогает восстановить слух.

Приходите в La Salute, чтобы получить квалифицированную помощь по вопросу задержки речевого развития. В нашей клинике вы сможете пообщаться с разными специалистами, которые способны стимулировать речь ребенка – логопедом, нейропсихологом, психологом, неврологом.

Прогнозы

Всё зависит от степени задержки речевого развития, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний. Чем раньше последует обращение к специалисту, тем больше шансов, что ребенок наверстает упущенное, догонит сверстников и станет развиваться нормально.

Памятка родителям

Если возникли подозрения на ЗРР, обратитесь к специалисту. Когда поставлен диагноз, занимайтесь с ребенком дома, проходите лечение, назначенное врачом.

ЗРР – проблема, с которой можно справиться, если следовать методике.

Обращайтесь в Клинику La Salute. Наши специалисты выявят причину проблемы, помогут устранить задержку речевого развития.

Почему малыш не говорит в 3 года?

Основным показателем здоровья ребенка является речевая активность, начиная с 3 лет. Но что делать, если малыш не заговорил к этому периоду времени? Возможны какие-то проблемы со здоровьем и нужно срочно бить тревогу.

К трем годам ребенок, слушая речь родителей и окружающих, запоминает слова и потихоньку начинает говорить. Речь ограничивается простыми бытовыми словами. В возрасте до пяти лет очень важно исключить все проблемы в развитии речи ребенка, так как активно формируется нервная система.

В 3 года ребенок должен уметь:

  1. знает свое имя, свой возраст, как зовут маму и папу;
  2. играя, проговаривает название вещей, которые его окружают;
  3. смотрит со вниманием мультфильмы и слушает стихотворения и сказки;
  4. словарный запас ребенка к этому возрасту состоит примерно из 1 тысячи слов;
  5. понимает, когда к нему обращаются и что от него требуется;
  6. произносит предложения, состоящие из более трех слов.
Читайте также:  Можно ли сдавать мочу во время месячных: как сдать, влияют ли на анализ

Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть общие для всех показатели, при отклонении которых необходимо обратиться к врачу с целью проведения диагностики. Только специализированный врач сможет правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Родителям стоит обратить внимание на поведение малыша, если он не пытается заговорить со сверстниками или близкими людьми. Не знает, как выразить словами то, что видит и что его окружает.

Есть причины для беспокойства, если:

  1. ребенок говорит невнятно, проглатывает слова, его плохо слышно и речь неразборчива;
  2. ограничивается фразами, состоящими максимум из двух-трех слов;
  3. не знает, как его зовут, какие имена мамы и папы.

    Не может ответить, сколько ему лет;

  4. на речь и на просьбу что-то сделать откликается неохотно.

Еще одной из причин того, что ребенок не умеет говорить, могут быть, проблемы со слухом.

В этом случае необходимо как можно скорее обратиться к детскому отоларингологу.

Выделяют проблемы речи у детей:

В выявлении симптомов данных нарушений, необходимо обратиться к дефектологу.

Существует множество причин, вызывающих дефекты речи у ребенка:

  1. нарушения или патологии в период беременности;
  2. генетическая наследственность;
  3. различные заболевания, травмы ребенка;
  4. невнимание к развитию ребенка.

Болезни родителей, которые передаются генетически, также могут стать причиной позднего развития ребенка. Болезни, связанные с головным мозгом, травмы и осложнения после болезней.

Также малая активность ребенка, времяпровождения у телевизора, планшета могут негативно сказаться на восприятии малышом действительности. Что тоже создаст негативный фон в развитии.

Программа лечения при этом может быть различной. Врач поставит диагноз и назначит пройти диагностику. Также возможно назначение препаратов, активизирующих мозговую активность. Различные упражнения и индивидуальные программы для малышей способны значительно улучшить состояние организма.

Родители должны принимать активное участие в жизни малыша. Гулять на свежем воздухе, играть в активные игры, читать больше стихов и сказок, слушать классическую музыку, учить проговаривать все то, что видит. Развитие мелкой моторики, массаж, гимнастика – это все окажет положительное воздействие на организм в целом.

Каковы причины отказа от лечения?

Многие родители, оказавшись в такой ситуации, недооценивают всю серьезность проблемы, думая, что ребенок вырастит и сам заговорит. Следует их огорчить, так как последствия чаще необратимы:

  1. плохое владение оборотами речи;
  2. произношение звуков: неверное и нечеткое;
  3. ограниченность в словарном запасе;
  4. плохое воображение;
  5. неспособность составить сложные предложения.

В итоге, ребёнок может замкнуться в себе и не проявлять интерес к окружающему миру. Пропадет потребность общения со сверстниками, так как ребенок может полностью замкнуться в себе.

В случае диагностирования заболевания есть шанс полного восстановления организма к 6-7 годам, если ребенок получил полноценное лечение.

Малышу необходимо уделять максимум внимания с самого его рождения. Внимательно следить за развитием и изменениями в его поведении. Общаться, играть, читать книжки.

В 3 года речь ребенка не разборчива

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже
сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и
при необходимости подключать специалистов.

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для
выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит
диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может
дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии
    строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов
    головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,
    неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с ми и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *